вторник, 13 сентября 2016 г.

Епископ Кинешемский Иннокентий (Кременский)  


В связи с празднованием в 2016 г. 150-летия Кинешемского викариатства продолжаем публикацию архивных материалов о Кинешемских епископах (Костромских викариях).

Епископ  Кинешемский  ИННОКЕНТИЙ (Кременский) рукоположен 15.02.1908, с 28.07.1911 епископ Царевский, викарий Астраханский.



ИННОКЕНТИЙ (Кременский Иван Павлович) (12.11.1864, Тамбовская епархия – 27.12.1917, г. Саратов). Сын священника. Выпускник казанских духовных семинарии (1888) и академии (1892). Кандидат богословия (1892). Учитель образцовой школы при Казанской духовной семинарии (1892). Учитель словесности и логики кишиневских духовной семинарии и словесности и пения епархиального женского училища и женской гимназии (1893). Помощник смотрителя Сарапульского духовного училища Вятской епархии (1896). Постриженник вятского Трифонова монастыря (02.05.1898). Смотритель Ливенского духовного училища Орловской епархии (06.05.1898). Инспектор Казанской (1900) и ректор Томской (1901) духовных семинарий. Архимандрит псковского Спасо-Мирожского (1903) и московского Высокопетровского (1904) монастырей. Член Московской духовной консистории (1905). Епископ Кинешемский, викарий Костромской (15.02.1908). Епископ Царевский, викарий Астраханский и настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря Астраханской епархии (28.07.1911). Председатель астраханских епархиальных комитета по делу открытия и прославления честных останков митрополита Иосифа Убиенного (28.09.1911) и кружка ревнителей трезвости (06.07.1912). Епископ Вольский, викарий Саратовский (02.09.1917). Участник Всероссийского съезда духовенства и мирян (1917). Кавалер ордена Святого Владимира IV степени (1914) и др. Духовный писатель. Корреспондент «Костромских» и «Астраханских епархиальных ведомостей».



Сочинения:
Нагорная проповедь Христа Спасителя. Ев. Мф. V-IX гл. Экзегетическое исследование.- Астрахань, 1915;
Слово в день Сретения Господня Преосвященного Иннокентия, епископа Кинешемского // Костромские епархиальные ведомости.- 1909.- № 5.- Часть неофициальная.- С. 111-120.



07.08.1908 – Отчет Иннокентия, епископа Кинешемского, викария Костромской епархии Тихону, епископу Костромскому и Галичскому о поездке по епархии.
ГАКО, ф. 130, оп. 7, д. 241 (8), 1908 г., л. 15-26


Далее приводится расшифровка  вышеуказанных документов и «Обозрения» с 22 листов оного. Дело это оказалось весьма утомительным и трудоемким, поскольку подчерк епископа Иннокентия  достаточно индивидуален и сложнен для понимания.

Его Преосвященству,
Преосвященнейшему Тихону,Епископу
 Костромскому и Галицкому.


 Долг имею представить при сем доклад Вашему Преосвященству по обозрению епархии, сделанному мною согласно Вашему распоряжению 2-10 июня сего
1908 года.

Вашего Преосвященства
 покорнейший слуга Иннокентий, епископ Кинешемский.

7 августа 1908 г.




Обозрение
Костромской епархии 2-10 июня 1908 г.

2 июня, захватив с собою келейника, я отбыл из г. Костромы на пароходе общества «Самолет» в г. Кинешму, с коего предполагал начать свое обозрение. В Кинешму я прибыл утром часов в 5.30.


При приближении нашего парохода  к пристани раздался звон по всем церквам. Встреченный на пароходе протоиереем местного собора отцом Н.Реформатским и некоторыми другими духовными и светскими лицами, я с пристани сразу последовал в город на квартиру, приготовленную мне в дому соборного протоиерея. Здесь тотчас же представилось мне местное духовенство, от которого я узнал о внезапной  болезни благочинного священника (ныне протоиерея) И.Николаевского, которого тут же вскоре отправился напутствовать Святыми Тайнами местный протоиерей Реформаторский.
Ровно в 9 часов  утра я отбыл в местный собор для служения литургии. В конце литургии, перед отправлением в крестный ход вокруг города, ежегодно совершаемый в память бывших пожаров в 1848-1862 г.г., мною была сказана приличествующая случаю речь. Крестный ход, вызывавший опасения по случаю ненастной погоды, сошел однако благополучно. Дождь, шедший за некоторое время пред тем, перестал, засияло солнце, лучи которого играли в переливах золоченых  хоругвий.


По окончании крестного хода я осматривал летний Успенский собор.
Чудный собор! Здесь замечается невольно превосходная стенная живопись, выделяется особенная планомерность во всем и стильность в устройстве иконостаса, всюду простор и обилие света. Не хотелось уходить отсюда.


И не мудрено, что сами прихожане чувствуют любовь к сему храму. По рассказам причта, когда наступает время перехода в зимний храм, они нарочито просят священников подольше не переходить.
Под светлым впечатлением я оставил сей храм. И думалось мне, хорошо было бы при устройстве новых храмов держаться плана этого храма, как на то позволят средства.
В три часа дня я отправился на обед, устроенный Городским Обществом по случаю моего приезда. К сожалению, конец этого обеда омрачился несколько неприятным инцидентом. Дело в следующем. Когда я провозгласил здравницу Вашего Преосвященства, то выступил с речью местный соборный староста купец Коковин, который  заявил, что в бытии Вашего преосвященства в г. Кинешме пред моим приездом, Вы обязали его словом озаботиться устройством постоянного хора при местном соборе и чрез месяц о том донести Вашему Преосвященству. Но он, староста, затрудняется в средствах и опасается за то, что ему едва ли удастся исполнить предложения Вашего Преосвященства.
Предложение Вашего Преосвященства мною было поддержано и при этом заявлено, что в тех городах, где мне приходилось быть, я не видел ни одного собора, при котором не было бы певчих (хора), посему отсутствие хора в Кинешемском соборе, находящемся в городе промышленном и довольно богатом, меня не мало изумляет. При этом я тут же обратился к представителям городского управления и прочим присутствующим лицам на обеде с просьбой помочь в этом деле собору.
Большинство приняло благосклонно мое предложение. На вопрос старосты, можно ли занять часть церковных денег на хор, я дал положительный ответ, заявив при этом, что предварительно нужно лишь испросить разрешения Епархиальной власти. Но при этом нашлось три лица: купец  И.Ц.Потапов,  С.Г.Калашников и нотариус Городецкий, которые выступили с речами, в которых говорили ту мысль, что пусть причт собора убавит на хор часть своего дохода с Острова (Остров, давший прежде причту дохода 60 руб., теперь дает,  будто бы по их словам,  до 900 руб.).
Им возражал священник  Богоявленский. Разговор по сему начал принимать страстный характер. Видя это, я поспешил положить конец этой полемике. К тому же к концу пришел и обед.
При нанесении визитов к некоторым представителям города, я  снова просил о том, и получал от них успокоительный ответ по сему.
Вечер этого дня мною посвящен был просмотру представленных мне книг и документов. При чем оказалось, что запись ведется правильно и своевременно. Только приходно-расходные книги Спасо-Преображенской церкви не прилежны. Летописей не было представлено по неимению их. Относительно описей нужно заметить, что они ветхи (с 1867 г. по большей части), требуют переписки и исправлений.


Утром 4 июня я отправился на экзамены в местное духовное училище. Экзамены шли во II и IV классах. Сперва я присутствовал на экзаменах по Священной Истории Нового Завета во 2 классе. При мне спрошено было до 10 учеников разных способностей. Отвечали более или менее удовлетворительно, но сознательного и отчетливого усвоения передаваемого учениками не было, -  скорее обнаружено механическое усвоение изученного на память по учебнику. Этим и объясняем то обстоятельство, что ученики затрудняются объяснять некоторые места текста и даже отдельные выражения, заученные ими из книги. На вопрос, что означает то или другое выражение, ученик большей частью молчал. И только путем наводящих вопросов давал сбивчивые и не совсем удачные объяснения.
Гораздо лучше отвечали ученики   4 класса (экзамен по географии). Здесь обнаружены были бойкость ответов, умение излагать своими словами содержание учебника и знание географической карты. Ответы были толковые, основательные и содержательные.
По окончании  экзаменов, мною была осмотрена столовая, спальные комнаты и другие помещения. Здание и помещения отвечают общежитию своего рода, содержатся, по видимому, в чистоте и опрятности. Спальни требуют особой вентиляции.
При посещении  квартиры смотрителя, я узнал от него, что в его семействе свила гнездо себе скарлатина, и он живет изолированно от семьи.  Отец смотритель жаловался на то, что среди учеников распространена страсть к табакокурению, а за последнее время стала распространяться порнография. Так как это касаемо области педагогической, выходящей за рамки моей компетенции, то мною не было предложено соответствующих указаний и мер к борьбе с указанными пороками.
Из училища я отправился в женский Кинешемский монастырь. Мать игуменья Антонина преклонных лет и не совсем здоровая. Монастырь не богатый и не многолюдный, да собою насчитывает не более 20 лет своего существования не сем месте, понемногу обживается. Церковь маленькая и не блещет убранством, но содержится, как и должно ожидать в женских обителях чисто. Монахини из простого своего народа.
Стараниями игумении разбит небольшой садик. Трапезная довольно поместительная и светлая. Обитель, по словам игумении, охотно посещаема богомольцами окрестных деревень, привлекаемых пением монахинь.
По возвращении из обители мною оставленное до вечера время употреблено было  на обзор городских Кинешемских церквей, именно мною обозрены были следующие церкви: Александро-Невская – кладбищенская, Спасо-Преображенская, Успенская, Крестовоздвиженская, Воскресенская, Благовещенская, Богородицко-приходская, Сретенская кладбищенская и Вознесенская церковь.
 Все церкви отличаются вместительностью, за исключением Александро-Невской кладбищенской, чистотою и благолепием, и снабжены церковною утварию в достаточном количестве.


 Из наиболее красивых – это церковь Спасо-Преображенская. Здесь, между прочим,  выстроен на собственные средства придел неким боголюбцем г. Куприяновым. Причем еще не освящен. Сего благотворителя, а равно и старосту Успенской церкви А.О.Гиринского, как человека рачительного, по словам настоятеля, и оказавшего церкви не малую пользу, я просил бы Ваше Преосвященство не оставить без внимания при предоставлении к наградам.
По обзору каждой церкви я заходил в дом священника. Квартиры у всех довольно приличные. Видимо по всему, что духовенство живет в довольстве. При посещении дома священника Титова, я заметил, что сей  был выпивши, чем и объясняю то обстоятельство, что при встрече меня в церкви он после сугубой ектении и отпуста не произнес положенного многолетия, - по забывчивости, как он мне объяснил на дому. По словам сопровождавшего меня вместо больного благочинного священника П.Богоявленского, священник Титов подвержен иногда алкоголю.
Не оставлен мною без посещения был и больной в то время, а ныне умерший, священник Крестовоздвиженской церкви А.Каллистов. При моем посещении он был в беспамятстве. Благословив его, я с назначенным иереем освятил его дом, при виде угасающей молодой жизни.
Причты г. Кинешма между собою и с прихожанами живут, по видимому,  в ладу. Жалоб не было. Лишь протоиерей Реформатский принес жалобу на своего псаломщика – диакона Николая Евхаритского. Виновность псаломщика Евхаритского заключается в том, что он не исполняет распоряжения настоятеля церкви, не становится иногда на клирос, не ладит с певчими, гонит их с клироса, не пел даже на клиросе в Троицын день. При чем о. Реформаторский предоставил мне рапорт, который при сем прилагается и который он намеревался предоставить в благочиннический  Совет по поводу предосудительного поведения Евхаристского, но милуя последнего, он не привел в исполнение своего намерения, надеясь на исправление его. И теперь, жалуясь мне не Евхаристского, он просил не подвергать его особенно строгому наказанию. Призванный для объяснения ко мне Евхаристский сознался в своих винах, объясняя их тем, что ему – диакону-псаломщику горько в праздники стоять на клиросе в качестве псаломщика, а не исполнять должность диакона, особенно для него было, например, в Троицу. Но из объяснений о. протоиерея видно, что Евхаристскому разрешалось иногда служить и праздничную седмицу, а иногда и в праздники в качестве диакона. В Троицин день он должен был оставаться на клиросе и править должность псаломщика, потому что некому было петь. Мною было предложено псаломщику Евхаристскому подчиняться распоряжениям настоятеля и просить  у него извинения и вообще относиться  с должным уважением, почтением к своему настоятелю. И это тем более должен делать Евхаристский, что и в сан-то диакона он возведен по ходатайству о. протоиерея.  Если же и в дальнейшей своей службе Евхаристский не исправится, то доложить о сем Евхаристском начальству.
5 июня утром я оставил г. Кинешма под приятным впечатлением, как от состояния церквей, так и числа духовенства. Город  несомненно с большим будущим. Промышленность в нем растет, чему немало способствует водный и железнодорожный пути сообщения.
Не без смущения и некоторой тревоги вступил я в дальнейший путь, имея ввиду предшествовавшие дожди. Но скоро, к великому удовольствию, должен был разочароваться в своих предположениях. Во все время моей поездки солнце заливало своими лучами поля и леса. Дороги просохли, а предшествовавшие дожди способствовали тому, что назойливая дорожная пыль нам не так докучала, как ожидалось.
Всюду в деревнях, через которые лежал мой путь, жители встречали меня с хлебом-солью и желали принять архипастырское благословение. Я в каждой такой деревне останавливался,  произносил краткую сугубую ектению и благословлял собравшийся народ. Так как деревень было очень много на пути, то вылезание из экипажа без обычного удобства, не могу сказать чтобы было легким, а скорее утомительным.

С.Корбицы

Это и следующие селения подлежат ведению благочинного 4 Кинешемского округа, священника Леонида Краснопевцева. В приходе Корбицы имеются две, стоящие отдельно одна от другой, каменные церкви, одна летняя двухэтажная, в честь Воскресения Иисуса Христа и свят. Николая, а другая – зимняя, в честь Божией Матери, иконы ея Знамения.
Как наружность, так равно и внутренность Воскресенской и Знаменской церквей имеют вполне приличный месту вид. В приделе в честь святого Николая в летней церкви уже около 20 лет, как нет служения, по отсутствию нужного ремонта. Местный диакон-псаломщик Покровский страдает по временам запоем и терпится священником Невзоровым лишь потому, что состоит с ним в родстве. Покровский приходится зятем священнику Невзорову.

С.Даниловское

Ильинский храм села Даниловского нуждается в благоустройстве, как по внешнему своему виду, так и по внутренней уборке. При церкви нет ограды, боковой вход в храм требует поновления. Чрез весь алтарь (над престолом) проходит трещина, насколько она опасна для храма, судить не могу. Престол и жертвенник ветхи, при прикосновении  к ним рукой, шатаются и требуют немедленного укрепления в виду скорой опасности для служения. Иконостас и амвон требуют неотложного ремонта. Словом во всем видно халатное отношение причта, в частности, священника Беляева и старосты к приведению храма в надлежащий вид.
Среди прихожан царят суеверия и предрассудки. Так,  по словам священника Беляева, при тяжких и болезненных родах женщин, родные роженицы обращаются к нему с просьбой об открытии царских врат, через что надеются получить облегчение  деторождений, при глазных болях просят священника помазать глаза святым миром. Как же борется священник с указанными суевериями, какие меры принимает он к искоренению их – этого я не слышал от священника. А между тем, стоило священнику Беляеву произнести  два-три  поучения с церковной кафедры по поводу этого, и  я уверен, что более бы подобного в ней не повторилось.
Насколько беспечен священник Беляев к духовным интересам своей паствы, это видно, например, из следующих слов его доклада, что он, между прочим заявляет, что прихожане его редко посещают храм «по вкоренившейся лености…» Что же делает сам священник, какие меры принимает к искоренению этой пагубной привычки своих прихожан – этого не видно. Вообще безответственность священника Беляева требует того, что на него, Беляева, было обращено особое внимание со стороны Епархиального Начальства.
В Ильинской церкви за клиросом висит распятие Иисуса – резной работы. Резьба грубой работы. В виду неприглядности и уродливости своей лучше было бы вынести вон (причту).

С.Батманы

Церковь в честь Рождества Христова, каменная, отличается обширностью, с 3-мя полукружиями в алтаре, с 5-ю престолами и с массивною колокольней, прилично содержимая.  К сожалению, этой обширности церкви не соответствует ни голос местного диакона (слишком слаб), ни умение владеть им при произношении слов: диакон как бы проглатывает слова. При церкви заботами местного священника Весновского  строится каменная ограда. В приходской жизни церкви с.Батманы особенно обращает на себя внимание существующий раскол. В приходе с. Батманы раскол безпоповского толка с разветвлениями его. Всех раскольников в приходе более 1/4 всего приходского населения.
Для оставления раскола, по словам священника Весновского, приезжали в с. Батманы миссионеры. Первым приезжал известный слепец А.Е.Шашин. Беседами его интересовались и православные  и раскольники, беседы его имели благотворное влияние на православных. Второй миссионер епархиальный, священник Е.Иванов. Беседовал он с раскольниками со знанием своего дела, как должно – по 8 часов без перерыва, православным беседы его нравились; раскольники же неохотно с ним беседовали потому, что он не всегда давал им вполне высказать свои мысли, иногда же резко с ними говорил. Третий миссионер – окружной приезжал в Батманы священник Василий Смирнов, который при первом свидании заявил священнику Весновскому, что он еще малосведущ в деле миссионерства; и, действительно, православные и раскольники после его отъезда говорили, что его «заговорили» раскольники. Был в с. Батманы еще окружной миссионер священник Алексей Скворцов с преподавателем семинарии Романовским: беседа их была в ярмарочный день, при шуме пьянства, а потому успеха не имела; приехал после этого в  Батманы священник Скворцов снова, но ни знания миссионерского, ни тактики в ведении бесед не обнаружил.
 В текущем году был в Батманах Епархиальный  миссионер священник Евгений Зубарев, вел одну беседу в д. Линдах с крестьянкою, которая на беседе говорила крикливо и бестолково, а потому о. миссионер и не мог сговориться с нею. Слушатели разошлись недовольные их беседою. Со своей стороны полагаю, чтобы польза была от поездки миссионеров в с. Батманы, как один из главных центров раскола, должны быть более частыми и беседы должны вестись многими пастырями систематически и основательно, а не наскоком.
 Сам священник Весновский, человек, как мне показалось деловой, энергичный и полезный. Он деятельно борется с расколом. Он сам ездит по приходам и ведет беседы с раскольниками, пользуясь при этом староверческими книгами из благочиннической библиотеки. Пользу от этих бесед, по его заявлению, он получает ту, что раскольники с причтом стали обращаться «мягче», в дома свои стали пускать со славою, некоторые из них стали часто приходить к нему в дом для собеседований.
 Были случаи искреннего обращения раскольников в православие под влиянием его убеждения. Не ограничиваясь беседами с раскольниками по домам, священник Весновский сказывал поучения против раскола и в церкви за богослужением для ободрения православных и для ознакомления их с опровержением раскольнического учения.   Но о. Весновский не останавливается в своей пастырской деятельности только на борьбе с расколом, он деятельно борется и с пьянством.
Я видел целые стопы брощюр против пьянства и о здоровье, разбросанные на окнах и столах в доме священника Весновского, приобретенные им на собственные средства. О.Весновский читает и для народа в церкви, а также раздает для чтения и по домам.
В борьбе с пьянством священнику  Весновскому помогает и его жена, выступая перед народом в качестве чтеца. Пример достойный подражания для многих сельских матушек!
 Вообще в о.Весновском мною замечена особая твердость воли, пастырский дух и отчасти даже стремление отвечать на современные запросы жизни в обществе. Такая примерная и полезная деятельность священника Весновского заслуживает особенного архипастырского внимания и поощрения. Думаю, при случае, о. Весновский мог бы с честью занять какой-то административный пост, например благочинного и т.п.

Далее мною посещено было с. Лучкино, не вошедшее почему-то в маршрут, но миновать которое нельзя было, как лежащее прямо на пути. В селе два храма, - летний с колокольнею и зимний, оба каменные, небольшие, бедные.
Народ занимается выработкою валенных сапог, больной, испитый, благодаря этому тяжелому ремеслу, требующему особенной усидчивости, плохо посещает церковь. В храме имеется местночтимая икона Черниговской Божией Матери, на поклонение которой летом  приходит очень много богомольцев с разных сторон и издалека.

С.Шилекша

Село раскольническое. Храм в должной исправности. Записи прихода и расхода в приходно-расходных книгах нет и они не подписаны бывшим священником Н.Пановым.
Настоящий священник с. Шилекши студент 2 курса Демидовского лицея. Жена его дочь протоиерея г. Ветлуги. В квартирной обстановке замечено стремление к комфортабельности, ибо отчасти было и в убранстве стола – со фруктовым ножичком включительно.
За чаем зашла речь о жизни и деятельности в приходе пастыря. Молодой священник сначала тяготился тем обстоятельством, что приходится просить за свой труд. На мое замечание, что тут особенно унизительного ничего нет, однако сей пастырь категорически заявил мне, что он лучше с голоду умрет, а не станет просить; что же едва ли долго останется на этом месте и Вы, Ваше Преосвященство, будто бы уже обещали ему «лучшее» место.
Уходя из дома, я подумал, что нельзя жить «белоручкам» там, где требуются трудолюбивые руки и «русский горб» и едва ли  долго усидит эта чета в только что свитом ими гнездышке. Насколько справедлив был я в своих предположениях, покажет будущее…

С.Зобнинское

Ограда в церкви ветха. Раскол развит сильно. Летопись не ведется.

С.Чуркино

Церковь каменная, трех престольная – с таковою же колокольнею, построена после сгоревшей в 1886 году деревянной церкви, исключительно на средства Кинешемских благотворителей – купца Н.А.Раззоренова и Н.И. Коноваловой. В 1906 году  пожертвован новый колокол в 91 п. 14 ф. отставным фельдфебелем Ф. Штаниным, ныне умершим.
Вокруг церкви устраивается ограда на средства доброхотивых дателей, преимущественно старанием и находчивостью своего церковного старосты Андрея Зуева, при посильной жертве своих бывших прихожан. Псаломщик Казанский не встретил меня в церкви, проспал, как объяснил мне, совсем не обладал голосом, образования никакого не получил, руководить хором не может, служит при церкви 22 года.
Когда я стал делать ему замечание в квартире священника по поводу его неумения петь, он, вместо того, чтобы  сознаться в этом, стал довольно несдержанно и грубо оправдываться, так что я вынужден был его удалить. Псаломщик Казанский  может быть терпим, не означенным мною,  ввиду  лишь многочисленного его семейства и трудности подыскать сюда нового псаломщика. Еще  преосвященный Никандр думал  Казанского уволить от должности.

 Из с. Чуркино я вступаю в предел благочинного 4 Юрьевецкого округа священника Николая Аполлова. По маршруту следовало ехать в с. Муховку. Но т.к. Муховка лежит в стороне от прочих церквей, лежащих на пути моего следования, и на довольно значительном расстоянии (вперед и обратно до Ёлнати, то 50 слишком верст) и дорога туда, по заявлению исправника, находится в невообразимом состоянии, то я решился поехать в обход Муховки в с. Каменники, мне как раз на пути, тем более, что я спешил в Решемский монастырь, где расположен служить всенощное бдение, что я не смог бы исполнить, если бы направился в Муховку – да и последняя была уже обревизированна в прошлом году Епископом Никандром.

С.Каменники – место служения благочинного священника Аполлова.
Храм каменный, благоустроеннный и снабженный в достаточном количестве утварью. Из 1122 чел. Мужского пола  и из 1291 женского пола в минувшую четверодесятицу не были  у исповеди и святого причастия 549 душ мужского пола и 573 души женского пола. Такое большое количество не бывших у исповеди и Святого Причастия объясняется, по утверждению благочинного священника Аполлова, большей частью недосугами из-за тяжелых трудов (валяния сапог) по пропитанию себя и  своего семейства при постигающих неурожаях хлеба и дороговизне оного. Молитвы прихожане знают неудовлетворительно, так как  по большей части не грамотны. Местный псаломщик Виталий Обедиентов отличается хорошим ясным задушевным чтением и знанием пения.

С.Елнать – большое по количеству душ (около 1800 душ мужского пола).
 Причт один из обеспеченнейших в материальном отношении.
В Елнати строится новая церковь, окружая старую (последняя находится в стенах новой церкви), - возведена она до оконных замок. Старая церковь мрачная, сырая. В с. Елнать существовала церковно- приходская школа с 1892 г.  по 1906 г., в каковом году почему-то была закрыта Училищным Епархиальным Советом. По заявлению благочинного свящ. Аполлова настоятель Елнатского прихода свящ. Владимир Красногорский  в отношениях к нему, благочинному, очень дерзок.

Слобода Решма.

Храм каменный, в честь Рождества Христова, массивный, древний и прочный, в храме древняя стенная живопись, весьма хорошо сохранившаяся и доселе, при церкви отличный звон колоколов. Старостою церкви слободы Решмы состоит кр. Александр Васильевич Рычков, свою должность несет уже 21 год и за это время немало потрудился для украшения и поддержания двух приходских храмов, с немалою жертвою из собственных средств. Ввиду продолжительной и усердной деятельности заслуживает поощрения со стороны Епархиальной власти. При Христорождественской церкви слободы Решмы открыт и действует церковно-приходской Совет. Деятельность его,  по части села, еще  мало проявляется; но прихожане уже начинают вникать в суть дела и довольны. А еще больше будут довольны тогда, когда Совет будет в состоянии оказывать вспомоществование им в критических обстоятельствах. В Совете на лицо состоит сумма 110 р., из них 100 р. предположено отчислить в основной капитал, а объявленную сумму иметь на текущем счету, отчисляя по окончании года 10 % в запасный капитал.

С.Нагорное

В селе две каменные церкви – зимняя и летняя. Диакон с. Нагорное запоздал к встрече и был несколько выпивши, за нетрезвость был уже три  раза судим. В 4 часа пополудни мы прибыли в Решемский женский монастырь, где я располагал служить всенощное бдение, а на утро и литургию.  Монастырь по внешнему виду несколько лучше Кинешемского Успенского женского монастыря. Церковь попросторнее, отличается убранством. Певчие поют лучше, чем в Успенском монастыре – певчими руководит сама мать игуменья Досифея. Монахини в том монастыре «интеллигентные», если так можно выразиться, там сырье. Дисциплина лучше. Вообще постановка и жизнь монастыря, по моему взгляду, вдвое лучше, чем в Кинешемском Успенском монастыре. Объясняю это тем обстоятельством, что там игуменья Антонина старая и болезненная, а здесь помоложе и поопытнее.
8 июня ровно в 4 ч. мы отправились в дальнейший путь чрез Волгу. Ступивши с горы на берег, мы направились к лодке, и напутствуемые пением монахинь – послушниц, тронулись в путь. Стояла чудная погода. Тишина на Волге была полная. Волга расстилалась зеркальною поверхностью. Приятно было прокатиться после тряской, беспокойной и пыльной дороги. Хотелось подольше, подольше побыть на Волге, но, к сожалению, минут через 15 мы были уже у противоположного берега, усеянного множеством народа, жаждавшего архиерейского благословения и напутствия, а там, вдали стояло уже 5 приготовленных экипажей для следования в дальнейший путь.

С.Ильинское, что прямо слободы Решмы. В селе две церкви – зимняя и летняя. Зимняя очень невместительная; проэктируется летнюю церковь соединить с зимнею, сделав ее теплою,риступлено к устройству изразцовой печи. В церкви есть местно чтимая икона Божией Матери, именуемая Казанскою. Ограда вокруг кладбища настолько плоха, что требует неотложного ремонта; необходимо устройство помещения (сторожки) для церковных сторожей.

С.Воскресенское

 Ограда церкви требует ремонта несрочного.

С.Никольское, что при устье р. Меры. В селе два храма – зимний и летний. Зимний храм выстроен в 1775 году, в настоящее время украшается стенною живописью. Грамотность в приходе развита довольно  сильно, особенно в молодом поколении; которые для своего образования имеют целых четыре училища в границах прихода. Но, к сожалению, не смотря на все это, народ в с. Никольское грубоватый, работает на фабриках, к священнику относится не очень почтительно, не кланяется при  встречах с ним. И при въезде моем в село большая часть молодежи стояла в картузах,  и в церковь явилось немало лиц в опьяненном состоянии. По заявлению священника в приходе его замечаются очень нежелательные явления, а именно нарушение целомудрия среди юношества, последствием чего является  значительное число внебрачных рождений. Замечается, кроме сего, щегольство нарядами среди молодежи, сквернословие и непочтительность к старшим. Единственная причина всего этого – фабричная жизнь скопом и достаточный заработок, благодаря которому молодые люди чересчур скоро усваивают привычку смотреть на себя, как на главную рабочую силу семьи,  и при всяком случае стараются показать, что малейшее стеснение со стороны старших поведет лишь к раздельной жизни. Псаломщик села Воскресенского Годнев, своего рода «историческая личность»,  - был судим несколько раз и переменил до 15  мест своего служения.

С.Владычня

Из всех встреч в селах, встреча моя во Владычне едва-ли не была самой торжественной! Путь был посыпан предо мною цветами; в церкви при встрече пел хор фабричных певчих, певших довольно стройно и очень недурно. Храм содержится в весьма благоприличном виде и недавно отремонтирован, благодаря стараниям и деятельности местного старосты Георгия Воробьева, человека строго – религиозного и любящего свой приходской храм. Хотя он состоит старостой 4 года, однако и за этот недолгий срок им сделано для храма очень много: усердием его приобретен новый колокол весом 200 пудов – стоимостью 5000 р., из коих им лично пожертвовано 3000 р. на это дело. Свеже золочены кресты на храме и колокольне, что стоило 1500 р., исправлена ограда с употреблением на сие было его личных средств до 500р., кроме этого им ежегодно жертвуется на содержание хора церковного из своих средств 300 р. – и много др. работ по храму произведено им. В виду такой примерно- полезной службы старосты Воробьева, я ходатайствую пред Вашим Преосвященством о награде его. Местный священник о.Крутиков вдовый, имеет 8 человек детей.

С.Воздвиженское

 Храм каменный; был холодный, но с прошлого года был обращен в теплый зимний, для чего под ним устроена теплая механическая печь. Весь храм обновлен и расписан и выглядит светлым и чистым, - все это сделано трудами и заботами местного помещика – дворянина Григория Федоровича Хомутова. В приходе имеется:
а) одна церковно-приходская школа, имеющая собственное приличное здание; в ней  в 1907/8 г. обучалось 56 человек. По типу школа одноклассная смешанная;
б) три земских одноклассных школы; в них обучалось 150 учеников.
 Здесь в доме священника был устроен обед, за которым, между прочим, присутствовал бывший Казанский Губернатор Хомутов с супругою.


С.Солдога

 В церкви пел пестрый  хор под руководством местного псаломщика. За умелую постановку пения псаломщик заслуживает поощрения. В приходе среди молодежи развито пьянство, чему способствуют некоторые местные обычаи, установленные  на фабриках, где преимущественно молодежь работает. Так, при переходе  с нижней должности на высшую, рабочий за свой переход должен угостить товарищей, - и это угощение простирается иногда до 25 руб. Новичка на фабрику обязательно «опивают».

Пог. Лезговец

 Переезд в Лезговицы был один из неудачных. Лошади были поданы обывательские и капризные, вдобавок и кучер попался неопытный. Не раз подвергался риску быть выброшенным из экипажа на землю. А дорога, как на грех, была гористая, со спусками и подъемами. Спасая себя от нежелательных последствий для здоровья, я при подобных спусках и подъемах предпочитал конному пути пешеходный способ передвижения, для этого довольно скоро приходилось выскакивать из экипажа и брести до безопасного пути пешком. В церкви села Лезговец имеется местночтимая икона Тихвинской Божией Матери. Местным старостой, Кинешемским купцом Фил. Кираевым в прошлом году в теплом храме устроен новый сосновый иконостас.

С.Есиплево

Священник Лапшангский прилагает со своей стороны старания о усовершенствовании пения в местном хоре.

С.Георгиевское на Колдоме. Храм каменный, недавно обновленный, главы выкрашены медянкою.

С.Семеновское на Колдоме, последнее из сел, вошедшее в маршрут для обозрения. Посещение его сопровождалось  небольшим инцидентом. Когда я, по обозрению церкви, документов и беседы, обращенной к собравшемуся народу, направился, по обычаю, в квартиру настоятеля, священника Благонадежина, то туда вскоре явилась депутация от прихожан, состоящая их трех человек, а под окнами квартиры священника собралась толпа народу. На вопрос мой: что угодно? – Явившиеся депутаты заявили:  просим перевести от нас  священника Благонадежина и назначить церковным старостой вновь Корнилова. Когда же путем взаимного обмена мыслями обнаружилось, что нет причин и оснований к переводу священника Благонадежина, то депутаты отказались от своей первоначальной просьбы об удалении от них священника Благонадежина,  но настаивали на определении к ним в старосты Корнилова, который собственно и есть главный виновник ненормальных отношений, установившихся между причтом и прихожанами.  Благонадежин  определен к церкви с. Семеновского  на Колдоме 31 марта 1903 года и явился к месту своего служения на страстной неделе. Прихожане на первых же порах служения о.Благонадежина обнаружили свою склонность к расколу и нерасположению к духовенству. В самый день Святой Пасхи пред утреннею, когда все пошли кругом храма, прихожане самовольно понесли иконы и сами пошли кругом храма по-старообрядчески, а не по-православному, и не хотели слушать священника, не желавшего идти за ними. Этот протест  со стороны священника вызвал в прихожанах нерасположение к нему,  которое и выразилось в том, что  некоторые прихожане  не стали принимать в свои дома священника  со славой в праздники. Церковным старостой в то время был вышеупомянутый Петр Николаевич Корнилов. Он  тоже  присоединился к прихожанам и стал действовать против священника. Он, как человек одинокий, жил в церковной сторожке и при всяком случае внушал прихожанам не платить причту за требоисправления, или же платить менее прежнего. Прихожане рады были такому внушению и, действительно, за требы платили причту менее прежнего, а Корнилова за это одобряли. Корнилов самовольно распоряжался церковными суммами, отчета в расходовании церковных сумм не давал и установленные в церкви взносы предоставлял неисправно, с большим опозданием и после  многих напоминаний и понуждений. Священник Благонадежин, желая прекратить означенное самоволие и неисправность,  постоянно требовал от Корнилова ежемесячных отчетов. Эти требования Корнилов счел для себя оскорбительными,  видя в них как бы недоверие к нему,  и подал Епархиальному Начальству прошение об увольнении его от должности церковного старосты по старости и по болезни; согласно этому прошению и был уволен. Прихожане остались очень недовольны увольнением Корнилова, возмутились против священника Благонадежина, обвиняя его в этом деле одного, и начали, будучи подпаиваемы и смущаемы самим Корниловым, причинять ему всевозможные неприятности; многие не принимали и теперь не принимают причт в свои дома со славою, не дают нови, за требоисправления платят менее прежнего, пишут  коллективные прошения Епархиальному Начальству об удалении из их прихода священника, при сем  в прошениях не могут выставить ни одного более менее видного обвинения на священника, посему и прошения их остаются без удовлетворения. Наконец, прихожане решают вновь избрать Корнилова церковным старостой с тою единственною целью, чтобы он имел более возможности вредить священнику и самому распоряжаться церковными суммами. Благонадежин, как  стоящий на правой почве, заслуживает самой твердой и энергичной поддержки со стороны Епархиального Начальства, а претензия прихожан никоим образом не должна подлежать удовлетворению ввиду ее неосновательности.


Заканчивая отчет по обозрению церквей должен присовокупить следующее.  По обозрению церкви, посещая  дома настоятелей, а также во  время остановки на ночлег, когда  ко мне собирались священники окрестных сел, я вел как с первыми, так и с последними беседы о их житье-бытье,  пастырской деятельности, взаимоотношений их между собой и с прихожанами и т.п.  В большинстве случаев мои собеседники жаловались на малодоходность,  на упадок религиозности. При любви к храму и благолепию в нем, говорили мне, при добрых отношениях с духовенством,  однако некоторые прихожане тяготятся  содержанием духовенства и при случае не прочь уменьшить плату за содержание треб. В ответ на это я призывал пастырей к самоотверженной пастырской деятельности по евангельскому идеалу. К глубокому прискорбию, из бесед  с настоятелями  я убедился, что редкий из них  старается пополнять  свои знания чтением периодической духовной литературы, что до сих пор еще среди нашей  братии царит бедственное заблуждение, в силу краю по выходе из школы она  кидает из рук  всякую книгу. Увы! Книга теперь не роскошь, а книга – знание, а знание – сила, незнание же безсилие и безхлебица…
Знания же, выносимые из школы, но не подновленные в жизни, улетучиваются без следа. Просмотренные мною проповеди далеки от совершенства! Большинство  их поражают читателя обыденностью содержания и плохим изложением, и даже безграмотностью. При этом предоставляются проповеди, очевидно, от давнего времени… и приготовленные на случай приезда архиерея. Учащихся в церковно-приходских школах по случаю летних каникул не удалось видеть и их экзаменовать.

Г.Плес хотя и показан в маршруте, но как оказалось, не подлежал моему обозрению, тем не менее, он был посещен мною. Он расположен в гористой местности, что делает трудным пути сообщения в нем. Город сонный, патриархальный, небогатый, жизнь в нем идет монотонно, без особых запросов; церквей настроено много, но было бы лучше для церквей, если бы их стало поменьше. За недостатком времени мною обозрены были лишь Успенский собор и 2 рядом стоящие церкви. Во всех упомянутых церквях недостатков в чем-то не замечено. Оставалось ½ часа до отхода парохода, с коим я имел отправиться в Кострому, а посему я отправился в дом церковного старосты Ивана Подгорнова, расположенный на берегу Волги, недалеко от пристани, оттуда удобно и легко можно было заметить приближение парохода. Не успел я выпить и полстакана чаю, как показался пароход Общества «Самолет» и я, сопровождаемый благочинным священником Троицким,  отбыл на пристань. Минут через 10 отвалил пароход, и мы поплыли в Кострому, куда я благополучно прибыл около 10 ½ час. вечера. В заключении же не могу не  вспомнить с глубокой признательностью Кинешемского пристава, сопровождавшего меня в поездке, умелая распорядительность и расторопность коего видны были во всей поездке по его району. Но высоте своего призвания были и благочинные: священник Краснопевцев, Аполлов и Архангельский, особенно первый.


                                                                                                  Е.Иннокентий




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?